Поиск


Джон Миллер Проактивное мышление

Книга Джона Миллера «Проактивное мышление» представляет собой обучение авторской методике QBQ – развитию личной ответственности, общий тираж о которой превысил миллион экземпляров.

Оригинальная методика автора действительно может помочь людям не перевалить ответственность на других, а вырабатывать ее у себя.

Недостатком книги является то, что книга учит правильно задавать вопросы, но абсолютно ничего не говорит о том как правильно поступать. Знание о том, как нужно делать, и реализация этих знаний – несколько разные вещи. О преодолении расстояния между правильным вопросом «Что я могу сделать в этой ситуации?» и до воплощения этого ответа в жизнь Д. Миллер не сказал ничего. Если разобраться, всю книгу было бы хорошо опубликовать в виде статьи на 5-10 страниц, т.к. основное содержание книги представляет собой «размазанное» изложение одной идеи – как задавать правильно вопрос.

В то же время, автор очень хорошо осветил вопросы личной инициативы: «Никто не застрахован от потери работы, поэтому отсутствие инициативы сегодня гарантирует потерю работы завтра. Делать что-то – рискованно, но ничего не делать – гораздо опаснее!», Д. Миллер очень критически анализирует очень популярную в настоящее время гонку за знаниями, семинарами, сертификатами и т.д., выдвигая очень правильные идеи вообще о сути образования, о которой люди в этой гонке забывают: «Обучение – это не посещение семинаров, слушание лекций или чтение книг. И не просто приобретение знаний. Обучение – это превращение знания о поступке в поступок, основанный на знании. Другими словами, обучение – это изменение. Запомните: обучение равно изменению. Если мы не изменились, значит, и не научились»

Кому порекомендовать книгу? Грамотным выбором будет эта книга для тех, кто собирается в дорогу – ненапрягающее чтение книги с крупным шрифтом и большим межстрочным интервалом будет хорошим решением для тех, кто собирается на поезд или самолет. Прочитать ее можно за один день, а общее впечатление останется приятным.

Дуг Лемов. От знаний к навыкам

Сами авторы утверждают, что, несмотря на то, что книга адресована широкому читателю, они в первую очередь, преподаватели, и писали для учителей. Так вот, мой взгляд преподавателя, на то, что они описали в книги «глазами» преподавателя, как они сами утверждают.

Что общего у таких разных сфер как деятельности как управления людьми, вязание и забивание гвоздей? Ответ Д. Лемова, Э. Вулвей и К. Ецци на этот вопрос заключается в том, что прежде чем начинать ими заниматься, следует сделать первый шаг – научиться искусству обучаться. А их, задача, облегчить этот процесс.

Книга называется «От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений», хотя английский вариант «Practice Perfect. 42 Rules for Getting Better at Getting Better» можно перевести как «Практика совершенствования. 42 правила для того чтобы становиться лучше в процессе становления лучше». А если бы от меня зависело, я бы ее назвал «Искусство тренироваться». Ведь именно о тренировке книга. Но только под тренировкой имеется в виду не чисто спортивное мероприятие, а процесс овладения чем-то, подготовки кого-то (или чего-то). Тренировка рассматривается как «помощник, довольно скромный и незаметный, но умеющий превращать солому в золото». Признавая за тренировкой ведущую роль в развитии способностей, авторы предлагают 42 правила повышения ее результативности. С отдельными советами, даваемыми авторами, например «Сделай, а потом думай» я не могу согласиться при всем уважении к их компетенции. Но, в целом, советы довольно дельные, и их применение может повысить качество преподавания или навыка, который читатель собираются оттачивать по их методике.

Кому книга может быть полезна? В первую очередь, спортсменам (+ их тренерам), как ни странно! Да и большинство примеров из книги – из области спорта, что иногда прямо чувство вины испытываешь о того, что не «чувствуешь мышечной боли при выполнении упражнения», или что этот навык не «отложился в мышечной памяти». Книга будет очень полезна для учителей. Я бы уточнил, что для тех учителей, который хотят улучшить процесс преподавания и добиться больших успехов в своем деле, - независимо от предмета и от стажа. Для них наибольшую ценность будет представлять Приложение, в котором тезисно изложены основные положения книги (причем, надо полагать, хорошо продаваемой) «Учить как чемпион». Также работа Д. Лемова и компании может хорошо дополнить руководства по повышению эффективности отрабатываемых навыков в большинстве сферах деятельности читателя.

Авторы утверждают, что «наша победа зависит не от того, какой кусок мы откусим от пирога, а от того, сможем ли мы сами испечь этот пирог». Можно смело говорить, что пирог под называнием «От знаний к навыкам» не смотря на сложные вопросы педагогики и методики подготовки, которые рассматриваются в книге, получился не «академическим сухарем», а вполне «съедобным» и «удобоваримым»: книга читается легко, написана популярным, «ненапрягающим» языком.

Пэг Доусон "Ваш ребенок может все"

Книга посвящена вопросу развития организационных навыков у детей, что, по мнению авторов, должно привести и к повышению успеваемости и выработке необходимых навыков в последующей жизни. С этим трудно не согласится. Приводится детальная классификация организационных способностей, которая справедлива для всех возрастов (интересно было узнать, что написать отзыв на книгу – это то, что должны делать дети с  по 3 по 5 класс).

Книга содержит тесты по выявлению сильных и слабых организационных навыков ребенка, причем различные варианты тестов зависят от возраста ребенка: дошкольник, младший школьный возраст (1-3 класс), 4-5 класс, 6-8 класс, что, выглядит, очень грамотным решением. Также приводятся тесты для выявления организационных навыков у взрослых, которые и являются основными читателями книги.

Даются добротные рекомендации по решению таких знакомых вопросов как «навести и поддерживать порядок на столе», «развитие навыков планирования и расстановки приоритетов», «как не откладывать дела на потом», «как управлять эмоциями», которые будут полезны, в том числе, и родителям. Плюс достаточно полезные советы, такие как борьба со стрессом, которые напрямую не связаны с организационными навыками, но могут не повлиять положительно на раскрытие потенциала ребенка.

Единственным спорным выглядит утверждение авторов «Если вы разрешили ребенку пользоваться социальными сетями, узнайте его пароли и следите за его страницами». Вопрос – нужно ли это делать? И когда прекратить за ними следить, в каком возрасте?

В целом же, книга очень полезна, реализации изложенных советов будет способствовать раскрытию потенциала ребенка путем развития организационных навыков и формирования убеждений родителей в том, что их ребенок действительно сможет все. И даже если сейчас у него встречаются определенные сложности в освоении тех или иных навыков, совместными усилиями эти трудности будут преодолены.

Йона Бергер. Заразительный

Книга написана научным работником – и это явно прослеживается по ссылкам на научные источники, на результаты последних исследований.  Сохраняя все достоинства научного стиля, книга написана очень живым языком, разбавлена многими жизненными историями. Работа Й.  Бергер представляет собой отличное исследование посвященное вопросу распространению идей.

Автор выделяет такие компоненты, влияющие на распространяемость идеи/продукта как социальная валюта, триггеры, эмоции, общество и практическая ценность. Причем внимательное ознакомление с материалом книги, рассматриваемыми в ней примерами и историями, позволят читателю «монетизировать» полученные знания, значительно увеличив «банк» собственной социальной валюты, может послужить отличным материалом для обсуждения.

Изложенный материал представляет собой качественное переплетение знаний в области бизнеса, психологии, рекламы. Рассматривая тему распространения идей, автор попутно дает ответы на многие вопросы, которые для определенных групп читателей (в том числе, далеких от создания креативных продуктов и не принадлежащих бизнес-среде) могут оказаться даже более полезными, чем основная тематики книги: как мы реагируем на скидки, какие факторы влияют на принятия нами решений, что заставляет нас говорить о чем-то кому-то и почему в конце пары, когда  лектор спрашивает «Есть вопросы?» все молчат, включая тех, кому ничего не понятно.

Кому можно порекомендовать книгу? В первую очередь тем, кто имеет дело с рекламой. Книга будет очень полезна социальным работникам и  волонтерам (чтобы понять, почему реклама против алкоголя и наркотиков имеет противоположный эффект, способствует их распространению среди молодежи), предпринимателям, ораторам, чиновникам, которые хотят, чтобы их идее услышали и хотят слышать тех, для кого эти идеи распространяются (будем исходить из предположения, что такие чиновники есть).

Кен Робинсон. Найти свое призвание

Книга посвящена вопросу, который будет актуальный во все времена – поиску собственного призвания. Думаю, что нет человека, который не размышлял бы над этой проблемой и не возвращался к ней (чаще всего неоднократно) в своей жизни. Кен Робинсон – один из ведущих мировых специалистов по вопросу одаренности и творческому потенциалу, рассматривает методику поиска своего призвания.

Кому порекомендовать книгу? В первую очередь, - старшеклассникам, которые должны определиться со своей будущей сферой деятельности, а также тем, у кого они в первую очередь спрашивают совета по этому вопросу – учителям и родителям. Издание будет полезно тем кто ищет себя, может представлять интерес даже для тех, кто состоялся в жизни, но чувствует, что  может достигнуть большего, в том числе и в принципиально другой сфере.

Кроме собственно теоретического материала, который изложен достаточно грамотно, в книге содержится комплекс упражнений, которые должны помочь конкретному читателю выявить свои наклонности, жизненные приоритеты, сильные и слабые стороны. Таким образом, можно рассматривать книгу в качестве учебника и практикума одновременно.

Автор попутно поднимает массу интересных, в том числе и философских вопросов, таких как понятие счастья (дается очень качественный научный анализ последних достижений мировой науки по этой проблеме), понятие духа (причем вопрос рассматривает с позиций нескольких мировоззренческих направлений и ведущих мировых религий). Определенным новаторством автора является рассмотрение таких неоднозначных вопросов, как правильность следования своему призванию, если оно предусматривает предосудительные и пагубные последствия, которые остальные авторы стыдливо умалчивают.

С моей точки зрения, наиболее интересным и эмоционально насыщенным фрагментом книги является последняя, самая короткая глава, в которой описывается  опыт работы писательницы Бронни Вэр в клинике для смертельно больных. Приводятся наиболее частые ответы людей, которые точно знают что умрут – о чем они жалею перед смертью, чтобы они поменяли в своей жизни. Тут нет фраз о боли, о смерти, а очень много позитива и сильное жизнеутверждающее начало. Здесь фразы, с которыми следовало ознакомиться каждому. О чем конкретно здесь говорится? Прочтите в книге – не пожалейте.

Besucherzahler
счетчик для сайта