Поиск


Марк Макгиннесс. Несмотря ни на что. Как преодолеть страх, неприятие и критику на пути к своей мечте

Критика. Мы сталкиваемся с ней каждый день – в очереди, в маршрутке, на работе, общаясь с близкими и не очень людьми. Как реагировать на нее, как не останавливаться, когда тебя осознанно или не очень тормозят? Опытный психотерапевт (он же поэт) Марк Маркгинесс пытается дать ответ в своей книге «Несмотря ни на что». Хотя мне больше нравиться английское название «Resilience», имеющее множество значений: упругость, гибкость, стойкость, способность быстро восстанавливаться (физически и духовно), устойчивость к внешним воздействиям.

До начала чтения книги вспоминал способы «преодоления страха, неприятия и критики на пути к своей мечте» известные мне из других изданий и из жизненного опыта. О многих из них автор упоминает в своей работе, но его подход к преодолению критики и прост и нов – не бороться с последствиями внешней агрессии сломя голову с помощью психотерапевтических практик, а рассматривать проявление внешних негативных воздействий, как один из этапов достижения успеха. Причем неизбежный этап, - такой, с каким придется столкнуться каждому. А чем больнее реакция человека на критику, тем ценнее его «дело», которое критикуется. Ведь боль можно испытывать только от того, что действительно важно. Радоваться от того что больно – это очень оригинально, но по факту возразить автору мне нечем – можно только согласиться с ним.

Книга содержит большое количество практических упражнений, выполнение которых эту самую боль должно помочь уменьшить.

Очень оригинально автор подошел к борьбе с особым родом критики – самокритике. Другие авторы этот вопрос часто опускают. Марк Макгиннесс же этот вопрос осветил очень хорошо, уделив особое внимание страху перед удачей.

В целом же книгу можно порекомендовать всем кто хочет идти к мечте с меньшей головной болью.

А. Корнелл. Опять творческий кризис? 90 проверенных способов преодолеть кризис и снова найти вдохновение

Это не научное издание, но от этого не менее качественное. Здесь нет идеи одного автора, которую он проносит через всю книгу. Здесь нет строгих объяснений со ссылками на уважаемых исследователей, объясняющих причины кризиса и раскрывающих психофизиологические механизмы его преодоления. Что же есть и как это может помочь тем, кто впал в творческий кризис? Здесь присутствуют рассказы очень большого количества людей, каждый из которых очень успешный в своей области, о том, как можно справляться с кризисом. Даже сам факт, того, что у всех этих людей бывают периоды «простоя» дает читателю ощущение, что не один он такой «проблемный» в творческом отношении (не смотря на то, что я программист, я позиционирую себя как творческий работник, ведь при этом  я и преподаватель, да и программирование я рассматриваю как отдельный жанр творчества).

Сами советы очень оригинальны – некоторые вызывают улыбку, некоторые заставляют включить поисковик и поискать мелодии, о которых ты никогда не слышал, но вдруг прочитал, что они помогают справляться очень уважаемым людям с разработкой новых проектов дизайна (осталось дождаться творческого кризиса и проверить этот метод на себе)

Даже при очень большом желании, у меня не получится реализовать все предложенные советы. Например, я не смогу отправиться автостопом в Мексику, как советует дизайнер Сэмм Поттс. Но вот его совет, что делать, если ничего не вышло, и не один из способов повышения творческой активности не сработал, мне понравился больше всего: «А если ничего не сработает, найдите себе хорошую девушку (или надежного мужчину), переезжайте в сельскую местность и постройте там большой дом. Игра не стоит свеч». Этот совет, если отбросить ту часть, где идет речь о строительстве дома и переезде в сельскую местность, абсолютно выполним в любых условиях, и может быть рекомендован всем без исключения читателям.

Кому порекомендовать книгу? Тем, кто считает себя творческой личностью. Хотя бы для того, чтобы человек, который ее читает, вспомнил, что является личностью творческой и креативной, а, это, согласитесь, - круто, и это то, о чем мы часто забываем. К тому же, книгу можно перечитывать в период творческого упадка, как для того чтобы вспомнить о способах его преодоления, так и просто чтобы поднять себе настроение.

Б. Салливан Эффект плато

Зачем пьяный страус склоняется над унитазом, - и как это знание может позволить запоминать абсолютно незапоминающиеся вещи? Почему в ситуации, когда сидя на диете, смотря на весы и видя, что вес не уменьшается, человек должен рассматривать сложившуюся ситуацию как успех? Ответы на эти вопросы дает автор книги. И не только на эти вопросы.

Исходя из названия книги и аннотации к ней, можно придти к выводу, что книга посвящена тем, кто «застрял» на определенной точке и не может сдвинуться с места, стал жертвой «эффекта плато». Об этом явлении действительно много написано, как и способом борьбы с ним. Но диапазон тем, которые рассматриваются в книге необычайно большой.

Автор дает блестящее описание того, как письмо по электронной почте или текстовое сообщение (как я понимаю, смс-ка) воздействует на мозг, на научных фактах (но популярным языком) объясняя, почему так сложно оторваться от письма или пришедшего на телефон сообщения, даже под угрозой, что тебя собьет грузовик!

Очень хорошо объясняется, почему стремление делать все очень хорошо – это на самом деле плохо. И, пожалуй, это первая книга по личностному развитию, где с положительной стороны освещается такое явление как прокрастинация – разумеется, в определенных случаях.

Отлично изложены технологии запоминания информации, в том числе и на длительный срок хранения.

Также затронуты следующие темы:

- почему эффективность сигнализаций на автомобили крайне низкая;

- почему во время ужина не стоит слушать совета своей бабушки;

- как изменяется дыхание человека во время мантр, молитв и медитации, и к чему это приводит;

- почему при увеличение трафика на дороге, лучше сделать музыку тише;

 - как правильно слушать собеседника, и почему правильное слушание играет весомую роль в успехе любого дела: будь-то отношения между супругами или вопросы бизнеса;

- даються советы умным учителям использовать желание быть правым студентов против своих учеников (!!!).

Из всех многочисленных примеров и умозаключений автора, я могу оспорить лишь одно его утверждение: «Тысячу лет назад человеческий мозг был настроен на то, чтобы заучивать наизусть тысячи строк стихотворных произведений. Чтецы могли рассказать по памяти «Одессею» Гомера». Думаю, что тут Б. Салливан несколько переборщил, и если бы нам удалось перенестись в 1014 год, то люди того времени были бы сильно удивлены, если бы им сообщили, что их мозг настроен на заучивание наизусть тысяч строк, как и уверен, что мы бы не встретили толпы людей, читающих по памяти бессмертные творения Гомера.

Автор книги адресует свой труд тем, кто все еще продолжает считать, что может стать лучше. Соглашусь с ним. Люди, которые думают, что у них есть резерв для улучшения и представляют собой целевую аудиторию книги.

Майкл Херст. Горшочек не вари

Книга рассчитана на пользователей, не имеющих большого опыта работы с компьютером. Я же рассматриваю ее с позиции информатика-профессионала.

Главный недостаток книги – это год ее написания – 2007. Сейчас 2014. Для такой отрасли как IT-технологии – это временная пропасть. Те, кто планирует, используя книгу в качестве руководства для «борьбы с атакующими битами» одержать над ними победу, вероятнее всего потерпят поражение. И вот почему. Главный вор времени, по мнению автора, – электронная почта. Предположим, даже что это так (хотя сегодня это не совсем соответствует действительности). И что предлагает автор? Удалять письма каждый день из ящика. Но поможет ли это? Ответ – нет! Письма как приходили потоком, так и приходят, время, как тратилось на них, так и тратится. А прочитанные письма в ящике время особо не занимают. Прямого выигрыша здесь нет. А ведь сегодня главное, что отнимает время – это социальные сети! Об этом явлении, и минимизации негативного влияния от него – ни слова. Хотя нет, в последней главе («Будущее цифровой грамотности») упоминается о соцсетях как о чем-то новом, зарождающемся и имеющем перспективу. Но, что казалось в 2007 году новым, сегодня является стандартом. Многие люди сегодня и в почтовый ящик практически не заглядывают – возможностей соцсетей им хватает с головой! В книге очень часто упоминается слово «бит». Причем даже не всегда, когда нужно. Некоторые выражения автора вызывают изумление, к примеру «Access – неудачная программа баз данных». Какого-либо обоснования этому тезису М. Херст не приводит. А жаль. Дальше. Автор выступает ярым противником программы Word, перечисляя все ее недостатки. Но главный аргумент – файлы, созданные в формате ASCII (к примеру, в программе Блокнот) занимают меньше места. Но давайте признаем честно, сегодня несколько байт выигрыша в объеме файла при современных объемах винчестера – ничего не значат, к тому же, вдохновенно рассказывая о преимуществах создания программ в формате ASCII, в конце главы Херст мимоходом признает, что создавать программы в формате ASCII можно и в Word-е, просто сохранив файл с расширением .txt. Как это понимать? Да и можем ли мы полностью отказаться от документов, в которых содержатся таблицы, графика и т.д. И для чего? Название альтернативных программ, которые приводит автор не соответствуют современному уровню. К примеру, есть бесплатный аналог пакета MS Office – Libre Office – его использование полностью разбивает аргумент автора о необходимости покупки дорого ПО для наборе текста и т.д. Это жесткая, но честная оценка уровня изложения автора материала.

Тем не менее, упоминая о недостатках книги, следует указать на множество ее достоинств. И как это не странно, после написанного мной, я считаю, что она может быть рекомендована для прочтения массовому читателю, а некоторым просто обязательно для прочтения. Ведь если исходить из оригинального английского названия книги «Bit literacy» (цифровая (буквально битовая) грамотность), и,  если не ожидать что «горшочек перестанет варить биты, которые будут из него вытекать» (мой прогноз – не перестанет!) то книга является отличным (в каком-то смысле уникальным) руководством для формирования информационной компетентности и информационной культуры. Автор затрагивает и вопросы информационной безопасности (прежде всего подложные ссылки на сайты), вопросы медиадиеты, обоснования необходимости слепого метода письма – это все то, что нужно знать массовому читателю.

Книга читает легко, у меня ушло на нее полтора дня. При всех перечисленных недостатках (не профессионал их, скорее всего, и не заметит) – она производит приятное впечатление.

 P.S. Шрифт книги очень мелкий – не самое грамотное решение.

Майкл Рэй "Высшая цель"

Силиконовая долина – кладезь талантов и мировой генератор идей, локомотив прогресса в области цифровых технологий. Знакомиться с идеями, которые излагают люди, определяющие прогресс всегда интересно. Майкл Рэй – автор книги «Высшая цель» журналом Fast Company назван самым креативным человеком кремниевой долины. Подобное звание, ко многому обязывает автора, ставя высокую планку для него со стороны читателей, и можно сказать, что М. Рэй ее не уронил.

Что такое высшая цель – формализировать очень сложно. Само представление о ней у каждого свое. Даже обложка книги, где вытеснены ключи (непонятно от чего) предполагает, чтобы читатель догадался, что здесь ключи к чему-то, но т.к. к чему явно не показано, то можно предположить, что ход художников был таков – к чему-то своему для каждого. 

Вся книга насквозь пропитана восточной философией, анализом определенных моментов различных религиозных учений – абсолютно разных, и к чести автора, ни одно из них не навязывается. Не смотря на часто встречающие такие слова как «дао», «драхма», «мокша» и т.д. главную идею книги можно определить так: «Делать то, что любишь, а любить то, что делаешь». А автор оказывает помощь в поиске именно того, что любишь (М. М. Рэй называет это «высшей целью»), в достаточно увлекательно манере.

В книге рассказывается о новом подходе к жизни. Когда используется не тот подход, которые является популярным у большинства, т.н. путь «детской расскраски» - действиях в предписанных рамках, а используется редкий путь художника: когда человек сам пишет шедевр на холсте, подход – который пусть и с гораздо большими сложностями и усилиями, позволяет сделать жизнь произведением искусства. Содержание книги представляет собой сжатое изложение курса «Творчество в бизнесе», которые автор читал в бизнес-школа Стендфорда. Об успехах людей, которые прошли этот курс автор неоднократно (не без гордости) повествует на страницах своего печатного труда.

Кроме собственно вопросов, связанных с высшей целью, в книге очень хорошо проработаны вопросы борьбы с волнением, дается комплекс мер для решения этой задачи (причем похожих я не нашел и в специализированных изданиях, посвященных борьбе с тревогой и стрессом), очень нестандартно освещен процесс принятия решений с помощью интуиции.

Достоинством автора (а скорее всего и переводчика) является очень легкий язык книги, - она увлекает, лично я прочел ее за два дня. Порекомендовать книгу можно тем, кто ищет смысл жизни, стремится к самосовершенствованию, а также любит философию.

ЭТУ КНИГУ ХОРОШО ДОПОЛНЯЮТ

Чип Хиз «Ловушки мышления». В обоих также описан процесс принятия решений, исследованы процессы интуиции (с разных сторон).

Кен Робинсон «Найти свое призвание». Обе книги пересекаются в вопросах поиска призвания («высшей цели» по М. Рэю). Следует особо отметить, что оба автора являются сторонниками и практиками медитации, и рассматривают этот вид деятельности как один из способов поиска себя.

Besucherzahler
счетчик для сайта