Поиск


Д. Роэм. Практика визуального мышления

Думал, читать ли книгу «Практика визуального мышления», не читая книги «Визуальное мышление»? Ведь хорошо известно, что теория предшествует практике. Но правильный ответ для сомневающихся в данном случае: читать! Т.к. книга представляет собой, по сути, не продолжение, а расширенный курс предыдущего издания.

Определенное удивление вызывали сроки освоения курса, которые предлагает автор – четыре дня. Почему именно четыре, понять было сложно. Единственное объяснение Д. Роэма «что его опыт показывает, что столько нужно для освоения материала» и что всего четыре этапа в этом курсе казались не очень убедительным для печатного издания в четыреста страниц. Но удивительно – четыре дня (фактически, четыре вечера) на деле оказывается достаточно! Около ста страниц в день можно осваивать без проблем. Ведь большая часть книги – это не столько текст, сколько графика. Как-никак, главная задача автора – развитие визуального мышления, а тут уж меньше текста, больше картинок – иначе и нельзя.

В самом начале книги автор разрушает стереотип многих читателей, которые уверены, что они не умеют рисовать (я принадлежу к числу таких). Книга не о создании рисунков, а о развитии визуального мышления средствами простейших фигур.

Главная идея, которую отстаивает автор – решение реальных проблем с помощью рисунков. И на конкретных примерах (преимущественно из бизнеса) показывает, как этого достигать. Но кроме решения проблем с помощью метода визуализации, автор предлагает конкретные шаги для развития умения описывать проблему (что часто является более сложным этапом, чем ее решение), разбивать ее на подзадачи, и видеть способы ее решения. Причем видеть не только своими глазами, но и глазами тех, перед кем этот способ решения придется отстаивать.

Книга будет очень полезна для всех, кто выступает публично, демонстрирует свои презентации, является ответственным за принятие решений, а также для тех, кто хочет более эффективно решать свои проблемы (а это уже от профессиональной принадлежности не зависит).

Том Асакер. Основа убеждений

Книга «Основа убеждений» вызывает противоречивое мнение. С одной стороны, труд известного маркетолога содержит ряд интересных моментов, с другой стороны, при критическом рассмотрении книги ее можно смело назвать «Основы заблуждений (автора)». Том Асакер пытается найти объяснение принятию нами решений. Очень часто повторяется слово «сознание». Но любой человек, знакомый даже с основами психологии, не говоря уже об ученых в этой сфере, подтвердит, что на принятие решение оказывает влияние не столько сознание, сколько подсознание. О существовании подсознания он упоминает вскользь, и только лишь с формулировкой «нужно сделать подсознание сознанием» (как это осуществить реально (да и нужно ли) вряд ли ответил бы сам Фрейд). Автор пишет, что «… вы считаете Землю круглой. Поскольку ваше сознание чувствует, что земной шар круглый. Вам много раз говорили, что он круглый. Глобусы в школе и фотографии из космоса заставили вас в это поверить. Однако это не так. На самом деле Земля – сплюснутый у полюсов сфероид. Много лет назад люди чувствовали что Земля плоская».  Попытаемся разобраться. Размышляя о форме Земли человек не чувствует, он думает. На одну чашу весов ставить представление о Земле как об объекте круглой формы и ее представлением как о плоской форме – не очень корректно, ведь сравнивается корректное описание (пусть и с определенным упрощением) и одно из заблуждений древности. Автор подкрепляет свои аргументы таким фактом, как «вы видели фотографии из космоса». Интересно знать, а оборудование, которое делало эти фотографии тоже «чувствовало» или просто фиксировало состояние Земли?

В то же время, книга написана достаточно интересным языком. Прочитать ее можно за один вечер. Очень хорошо проработаны такие вопросы как «увлеченность» и «мотивация». Заметно, что автор верит сам в то, что пишет. Порекомендовать книгу можно тем, кто любит интересные истории и цитаты великих людей и малоизвестные факты из их жизни.

Джон Миллер Проактивное мышление

Книга Джона Миллера «Проактивное мышление» представляет собой обучение авторской методике QBQ – развитию личной ответственности, общий тираж о которой превысил миллион экземпляров.

Оригинальная методика автора действительно может помочь людям не перевалить ответственность на других, а вырабатывать ее у себя.

Недостатком книги является то, что книга учит правильно задавать вопросы, но абсолютно ничего не говорит о том как правильно поступать. Знание о том, как нужно делать, и реализация этих знаний – несколько разные вещи. О преодолении расстояния между правильным вопросом «Что я могу сделать в этой ситуации?» и до воплощения этого ответа в жизнь Д. Миллер не сказал ничего. Если разобраться, всю книгу было бы хорошо опубликовать в виде статьи на 5-10 страниц, т.к. основное содержание книги представляет собой «размазанное» изложение одной идеи – как задавать правильно вопрос.

В то же время, автор очень хорошо осветил вопросы личной инициативы: «Никто не застрахован от потери работы, поэтому отсутствие инициативы сегодня гарантирует потерю работы завтра. Делать что-то – рискованно, но ничего не делать – гораздо опаснее!», Д. Миллер очень критически анализирует очень популярную в настоящее время гонку за знаниями, семинарами, сертификатами и т.д., выдвигая очень правильные идеи вообще о сути образования, о которой люди в этой гонке забывают: «Обучение – это не посещение семинаров, слушание лекций или чтение книг. И не просто приобретение знаний. Обучение – это превращение знания о поступке в поступок, основанный на знании. Другими словами, обучение – это изменение. Запомните: обучение равно изменению. Если мы не изменились, значит, и не научились»

Кому порекомендовать книгу? Грамотным выбором будет эта книга для тех, кто собирается в дорогу – ненапрягающее чтение книги с крупным шрифтом и большим межстрочным интервалом будет хорошим решением для тех, кто собирается на поезд или самолет. Прочитать ее можно за один день, а общее впечатление останется приятным.

Дуг Лемов. От знаний к навыкам

Сами авторы утверждают, что, несмотря на то, что книга адресована широкому читателю, они в первую очередь, преподаватели, и писали для учителей. Так вот, мой взгляд преподавателя, на то, что они описали в книги «глазами» преподавателя, как они сами утверждают.

Что общего у таких разных сфер как деятельности как управления людьми, вязание и забивание гвоздей? Ответ Д. Лемова, Э. Вулвей и К. Ецци на этот вопрос заключается в том, что прежде чем начинать ими заниматься, следует сделать первый шаг – научиться искусству обучаться. А их, задача, облегчить этот процесс.

Книга называется «От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений», хотя английский вариант «Practice Perfect. 42 Rules for Getting Better at Getting Better» можно перевести как «Практика совершенствования. 42 правила для того чтобы становиться лучше в процессе становления лучше». А если бы от меня зависело, я бы ее назвал «Искусство тренироваться». Ведь именно о тренировке книга. Но только под тренировкой имеется в виду не чисто спортивное мероприятие, а процесс овладения чем-то, подготовки кого-то (или чего-то). Тренировка рассматривается как «помощник, довольно скромный и незаметный, но умеющий превращать солому в золото». Признавая за тренировкой ведущую роль в развитии способностей, авторы предлагают 42 правила повышения ее результативности. С отдельными советами, даваемыми авторами, например «Сделай, а потом думай» я не могу согласиться при всем уважении к их компетенции. Но, в целом, советы довольно дельные, и их применение может повысить качество преподавания или навыка, который читатель собираются оттачивать по их методике.

Кому книга может быть полезна? В первую очередь, спортсменам (+ их тренерам), как ни странно! Да и большинство примеров из книги – из области спорта, что иногда прямо чувство вины испытываешь о того, что не «чувствуешь мышечной боли при выполнении упражнения», или что этот навык не «отложился в мышечной памяти». Книга будет очень полезна для учителей. Я бы уточнил, что для тех учителей, который хотят улучшить процесс преподавания и добиться больших успехов в своем деле, - независимо от предмета и от стажа. Для них наибольшую ценность будет представлять Приложение, в котором тезисно изложены основные положения книги (причем, надо полагать, хорошо продаваемой) «Учить как чемпион». Также работа Д. Лемова и компании может хорошо дополнить руководства по повышению эффективности отрабатываемых навыков в большинстве сферах деятельности читателя.

Авторы утверждают, что «наша победа зависит не от того, какой кусок мы откусим от пирога, а от того, сможем ли мы сами испечь этот пирог». Можно смело говорить, что пирог под называнием «От знаний к навыкам» не смотря на сложные вопросы педагогики и методики подготовки, которые рассматриваются в книге, получился не «академическим сухарем», а вполне «съедобным» и «удобоваримым»: книга читается легко, написана популярным, «ненапрягающим» языком.

Пэг Доусон "Ваш ребенок может все"

Книга посвящена вопросу развития организационных навыков у детей, что, по мнению авторов, должно привести и к повышению успеваемости и выработке необходимых навыков в последующей жизни. С этим трудно не согласится. Приводится детальная классификация организационных способностей, которая справедлива для всех возрастов (интересно было узнать, что написать отзыв на книгу – это то, что должны делать дети с  по 3 по 5 класс).

Книга содержит тесты по выявлению сильных и слабых организационных навыков ребенка, причем различные варианты тестов зависят от возраста ребенка: дошкольник, младший школьный возраст (1-3 класс), 4-5 класс, 6-8 класс, что, выглядит, очень грамотным решением. Также приводятся тесты для выявления организационных навыков у взрослых, которые и являются основными читателями книги.

Даются добротные рекомендации по решению таких знакомых вопросов как «навести и поддерживать порядок на столе», «развитие навыков планирования и расстановки приоритетов», «как не откладывать дела на потом», «как управлять эмоциями», которые будут полезны, в том числе, и родителям. Плюс достаточно полезные советы, такие как борьба со стрессом, которые напрямую не связаны с организационными навыками, но могут не повлиять положительно на раскрытие потенциала ребенка.

Единственным спорным выглядит утверждение авторов «Если вы разрешили ребенку пользоваться социальными сетями, узнайте его пароли и следите за его страницами». Вопрос – нужно ли это делать? И когда прекратить за ними следить, в каком возрасте?

В целом же, книга очень полезна, реализации изложенных советов будет способствовать раскрытию потенциала ребенка путем развития организационных навыков и формирования убеждений родителей в том, что их ребенок действительно сможет все. И даже если сейчас у него встречаются определенные сложности в освоении тех или иных навыков, совместными усилиями эти трудности будут преодолены.

Besucherzahler
счетчик для сайта