Поиск


Эрик Вейнер. География гениальности. Где и почему рождаются великие идеи

Книга «География гениальности» посвящена одному из наиболее интересных и одному из наиболее спорных вопросов психологии – гениальности. Эта тема исследовалась многими учеными, они пытались дать ответ на вопрос является ли гениальность отклонение (Ломброзо), сколько нужно времени, чтобы раскрыть гениальность (Гладуэлл). Эрик Вейнер пытается рассмотреть вопрос географии гениальности. Ранее мне приходилось встречать раскрытие данной темы только в работах отечественного ученого Эфроимсона.

Общеизвестен факт, что гении появляются в определенную эпоху в конкретных местах. Как правило, это не один гений, а несколько сразу. Э. Вейнер пытается дать ответ на вопрос, почему так происходит. Попутно он отвечает на многие другие вопросы: что есть гениальность? Какие стимулы нужны для того, чтобы  гений творил?

Вейнер рассматривает вопрос гениальности, начиная с древних Афин и заканчивая Кремниевой долиной. Стиль повествования автора несколько игривый, что, впрочем, не снижает ценность книги, а некоторыми читателями может быть расценен как дополнительный плюс книги.

Книга «География гениальности» может быть рекомендована всем, кто  интересуется вопросами одаренности, гениальности, таланта, любит научно-популярную литературу.

Майкл Паркер. Разговоры с детьми на сложные темы

Тема общения с детьми всегда была и будет популярной. О чем говорить с ними? Существует огромное количество книг, в которых приводятся ответы на такие вопросы, как «почему небо синее?», «откуда берется снег» и т.д. Дети любят спрашивать это, но перечень вопросов их гораздо шире, и некоторые из них ставят родителей в тупик. Для тех, кто хочет более уверенно чувствовать себя в общении с детьми при обсуждении непростых тем, предназначена книга Майла Паркера «Разговоры с детьми на сложные темы».

Отдельно нужно упомянуть, кого считать детьми. По мнению автора, - это подростки в возрасте от 10 до 15 лет. М. Паркер предлагает с ними обсудить непростые темы, каждая из которых затрагивает одну из сложных проблем современности (кибербуллинг, ответственность за изменение климата, поведение в пробке, наркотики, генетическое программирование будущих малышей), либо одну из вечных проблем (дружба, справедливость, семья). Каждый «непростой вопрос» представляет собой описание ситуации по определенной теме с несколькими вариантами ее решения, - все это выносится на совместное обсуждение родителей с детьми.

Большая часть бесед отведена этическим вопросам (81 из 109), также затронуты (пусть и в гораздо меньшей степени) вопросы на сообразительность.

Ценным блоком являются общие советы по общению с подростками, которые приводятся в начале книги. Для многих родителей они могут быть, как минимум, не менее значимыми, чем знакомство с «непростыми темами».

Читать книгу можно с любой страницы. Размышление над многими вопросами будет полезно не только детям, но и родителям.

Книга будет полезна тем родителям, которые хотят воспитывать в своих детях общечеловеческие ценности, научить их думать, обсуждать сложные вопросы и стараться найти их решение.

Триш Кафнер. Чем занять ребенка: Игры без планшета и компьютера для детей от 6 до 10 лет

 

Чем занять ребенка? Вопрос, который задавал себе каждый из родителей, неравнодушных родственников и педагогов.

Книга «Чем занять ребенка?» будет хороша для тех родителей, которые не ждут, чтоб их дети поскорей выросли, порадовали их результатами в учебе, спорте, достигли успехов в какой-либо деятельности, - она ориентирована на тех, кто хочет, чтобы ребенок порадовался детству. Примечательна фигура автора книги – Триш Кафнер. Мы привыкли к перечислению регалий создателей книг, - профессор, директор, крупный специалист и т.д. В случае с Т. Кафнер все проще, - мама пятерых детей. Первая фраза из сведений об авторе, которая проливает свет как на содержание книги, так и на предполагаемый непростой распорядок дня Триш, с необходимостью занять чем-то интересным каждого ребенка.

В книге приведено большое количество игр, с помощью каких можно занять ребенка (также приводится солидный перечень «инвентаря», который можно использовать для развлечения детей, - большая часть перечисленных предметов есть в наличии почти в каждой квартире), но материал книги не ограничивается только играми. Отвечая на вопрос «как занять ребенка» Т. Кафнер рассуждает о телевизоре и его роли в доме (автор не является жестким ригористом, требующем полного запрета просмотра каналов), об одобрении результатов любой деятельности ребенка и т.д.

Предлагаемые в книге игры структурированы определенным образом: игры в дождливые дни, игры на улице, игры для всей семьи, игры для праздников (здесь следует заметить, что исключительно для западных праздников: день святого Патрика, Хэллоуин, день святого Валентина).

Рекомендовать книгу можно всем родителям, которые хотят, чтобы их дети были довольны, сотрудникам летних лагерей, всем, кто хочет разнообразить досуг ребят.

Филип Зимбардо. Мужчина в отрыве

Первая книга Филипа Зимбардо, которая написана не единолично, а в соавторстве с Никитой Коломбе – молодой писательницей (на что Филип делает особый упор), представляет собой сплав мудрости и опыта автора с молодостью и энергией соавтора, формирование которой пришлось на период расцвета компьютерной эпохи.

В книге затрагиваются такие темы. как место молодого мужчины в современном обществе, влияние общества на мужчину (влияние деструктивное, «убивающее любой интеллектуальный, творческий или социальный порыв», способствующее вырождению молодого поколения). Автор справедливо замечает, что «молодые мужчины совсем не изменились за последние годы, хотя окружающий мир и социальные условия, в которых они продолжают учиться, взрослеть, ухаживать за девушками, стали совсем иными».

Ф. Зимбардо ставит крайне низкую оценку системе образования «не способную разжечь в мальчишках здоровые пытливость и любопытство», и предлагает считать отстающими не учеников, а учебные заведения, заявляя как само собой разумеющееся, что «никто не станет спорить с тем фактом, что нынешняя система образования ущербна» (последнее утверждение мне представляется совсем неочевидным).

Несколько озадачивает то, что все исследования автора проводились в западном мире, здесь и упоминание «протестантской этики», и приведение статистических данных, большая часть из которых получена в США и Великобритании,  и т.д. Сравнительного анализа ситуации с Востоком не приводится, - а интересно было бы с ним ознакомиться. Ведь отличия существенны. Одним из факторов, который рассматривается в качестве вырождения мужчин Ф. Зимбардо – это безработица, которая затронула больше мужское население. Тут нужно сделать оговорку – население США и других стран Запада, - в России же безработица имеет женское лицо (что, в прочем, не позволяет утверждать, что те тенденции, которые описывает автор, минули Россию и постсоветское пространство).

Помимо перечисления возможных негативных проявлений «вырождения» мужчин, автор предлагает оригинальные рецепты исправления ситуации. Они действительно новые и нетипичные, к примеру, увеличение числа мужчин-учителей в учебных заведениях (сложно оспорить этот пункт), изменение рациона питания, введение уроков сексуального просвещения в школах (наиболее скандальный пункт, если пытаться адаптировать его к российской системе образования).

Ф. Зимбардо кроме того, что он - автор знаменитого Стэндфордского эксперимента, суть которого изложена в книге «Эффект Люцифера», также является автором книги «Как побороть застенчивость».  Могу утверждать, что отдельные предложения книги «Мужчина в отрыве» при их публичном обсуждении можно использовать как способ борьбы с застенчивостью, о чем сам автор возможно и не догадывается. Книгу «Мужчина в отрыве» можно адресовать тем, кто интересуется вопросами гендерных отношений, социальным психологам, молодым людям, испытывающим сложности и неуверенность в общении с противоположным полом, страдающим зависимостью от компьютерных игр и порнографии (как видим, - целевая аудитория потенциальных читателей просто огромна).

Кристина Ятковская. Сыр

Н.В. Гоголь написал много бессмертных произведений. Одно из них стоит особняком – это произведение «Нос», ставшее первым в русской литературе, отличающимся показательной абстракцией и отсутствием реализма (настоятельно рекомендую ознакомиться с этим произведением читателям сайта, если они ранее его не читали). «Нос» стал источником для многих других текстов русских литераторов (к примеру, «Крокодила» Достоевского). Позволю себе перефразировать фразу одного из классиков: не все вышли из гоголевской «Шинели», некоторые берут начало из его «Носа». В традициях гоголевского «Носа» написан сборник рассказов «Сыр» Кристины Ятковской.

По описанию главных героев книгу можно условно разделить на три части.

В первой части книги идет набор рассказов с высшей степенью абстрактности, главным героем в которых выступает человек. Особо стоит отметить: человек без имени и возраста, и этот человек всегда один: «Один человек построил мельницу», «Один человек очень долго сидел под дождём», «Вот жил человек, и был он совсем один, хотя пора уже было жениться и заводить детей» - можно рассматривать, что в первых рассказах сборника повествуется не только о человеке в единственном числе, но и об одиночестве в целом. В данном «разделе» одними из действующих лиц являются рыбы, идут постоянные превращения объектов живой природы в объекты неживой.

Во второй части сборника рассказа (вторая часть выделена мной субъективно, официального разделения нет) появляются люди: Оскар, мальчик, девочка и т.д. У них уже есть имена. Важным представляются следующее: почти все упомянутые люди являются детьми, автором предпринята попытка посмотреть на мир детскими глазами. Сама по себе задача смелая, и мало кто из авторов пробуем за нее взяться. В аннотации книги указано, что рассказы Кристины Ятковской напоминают прозу Брэдбери, - в моей трактовке сходство заключается не в написании литературных произведений в жанре фэнтези, а именно в описании детской картины мира по типу «Вина из одуванчиков» и «Лето, прощай!» Рэя Брэдбери: с легкой наивностью, высокой искренностью особого жизненного этапа (а, по сути, целого мира) под названием детство. Условный второй блок с описанием детских размышлений, переживаний является наиболее сильной частью книги, может быть использован специалистами по возрастной психологии для анализа конкретных ситуаций с коллегами или же с детьми.

Автор рисунка: Марк Бочаров (специально для рецензии на сайте www.talentchild.in.ua)

Третий блок книги отведен для стихов, отличающихся необычным содержанием и игрой слов («Ко лось я» и т.д.).

Рассказы в сборнике «Сыр» представлены в разных видах: письмо, сочинение (потерянное учеником), сверхмалый рассказ, рассуждение на определенную тему. В целом, большую часть рассказов я бы отнес к постмодернистской басне. Чтоб глубже понять текст «Сыра» нужно хорошо знать классическую литературу: Кафку, Рэя Бредбери, Толстого и др. К примеру, такую фразу книги  «Каждый слон несчастлив по-своему, но, будучи на слоне, девочка несчастливой быть не может» можно рассматривать как синтез бессмертной фразы, с которой начинается «Анна Каренина» Л.Н. Толстого и известной картины Пабло Пикассо, написанную в розовый период его творчества.

В предисловии, автор говорит, что не знает кто ее читатель. Попытаемся очертить круг потенциальных читателей «Сыра». Безусловно, сюда можно отнести всех любителей экспериментов в литературе, тех, кто предпочитает философию логике, кто хочет развивать образное мышление (часть «книжных долек» сыра допускает обдумывание продолжения, ведь «самое интересное - додумывать»). Отдельные рассказы «Сыра» можно использовать для подготовки этюдов студентами-актерами. Резюмируя, можно утверждать, что «Сыр» оставляет приятное послевкусие.

Besucherzahler
счетчик для сайта