Поиск


Книга Стэнли Милгрэма «Подчинение авторитету: Научный взгляд на власть и мораль» рассказывает об одном из наиболее известных экспериментов в психологии, который отвечает на вопрос: насколько далеко может зайти человек в нарушении моральных правил, если этого требуют обстоятельства и вышестоящее руководство.

Смысл эксперимента достаточно прост: «учителя» думают, бьют током нерадивых «учеников», в то время как сами «учителя» выступают в роли испытуемых, с целью узнать, кто из них продолжит увеличивать силу тока, каким бьют «учеников». Результаты эксперимента неутешительные: две третий участников готовы причинить другим боль, в том числе и довести до смерти при условии, что у них на это есть распоряжение сверху, «авторитет», который дает команды.

Эксперимент Милгрэма известен почти всем, кто занимается или увлекается психологией. Так они думают. Но на самом деле не все так просто: в большинстве случаев, известна лишь одна из его версий, по изложению в учебнике (Интернет-ресурсе, журнальной статье) либо по фильму «Подчинение». В книге «Подчинение авторитету» излагается авторский взгляд на проведение эксперимента и научную трактовку его результатов. В книге автор рассуждает не только о том, что происходит в ходе эксперимента, но и пытается дать ответ, почему люди ведут себя таким образом (последнее, с моей точки зрения, является наиболее ценным).

Примечательно, что англоязычный вариант книги вышел впервые в 1974 году. Также интересно, что книга Милгрэма, выпущенная «Альпиной Паблишер» в 2016 году предваряется предисловием Филиппа Зимбардо (как оказалось, одноклассника Милгрэма), также исследовавшего вопрос, как обычные люди в ходе определенных обстоятельств ведут себя как злодеи и садисты.

В книге хорошо рассмотрен вопрос, чем отличается действие, отданное по приказу от действия спонтанного. Анализируются юридические и философские аспекты подчинения: со времен Платона, впервые в «Антигоне» поднявшим нравственный вопрос о том, можно ли не выполнять противоречащий совести приказ и заканчивая вопросами морали и подчинения при выполнении античеловечных приказов в фашисткой Германии и в войне во Вьетнаме.

Книга будет интересна всем, кто интересуется психологией, отношениями «подчиненный/руководитель». Читать ее будет интересно как ученым-психологам так и массовому читателю.

 

Избранные цитаты:

«Влияние нравственного чувства на поступки менее значительно, чем гласит социальный миф. Хотя в списке моральных норм заповеди вроде «не убий» занимают видное место, в структуре человеческой психики их положение не столь надежно. Несколько газетных заголовков, призывная комиссия, приказ от человека в эполетах — и люди без особых колебаний идут убивать. Даже в ходе психологического эксперимента человек способен легко перешагнуть нравственные барьеры. И тем более нетрудно заставить людей отринуть моральные соображения с помощью расчетливых манипуляций на информационном и социальном поле!»

«Наиболее распространенная приспособительная реакция состоит в том, что человек слагает с себя ответственность за поступки и перекладывает ее на экспериментатора, представителя законной власти. Никакого нравственного долга: он воспринимает себя лишь как орудие внешнего авторитета. Когда после эксперимента испытуемых спрашивали, почему они не остановились, в ответ часто звучало: «Сам я так не поступил бы. Я лишь делал, что мне сказали». Неспособные воспротивиться авторитету, они возлагают на него всю ответственность. Эту старую песню («я лишь выполнял долг») мы вновь и вновь слышали от подсудимых в Нюрнберге. Однако не стоит думать, что это лишь жалкая отговорка, придуманная наспех к случаю. Это типичный образ мышления огромного числа людей, привыкших к своему положению в субординационной системе. И исчезновение чувства ответственности — самое далеко идущее последствие такого подчинения.»

 «Во время войны солдат не думает о том, хорошо ли бомбить деревни. И не ощущает вины и стыда. Он испытывает гордость или стыд в зависимости от того, насколько хорошо выполнил задание.»

 «Тирании сохраняются благодаря слабакам, у которых нет мужества поступить в соответствии со своими убеждениями.»

Карен Бенке «Пиши еще. Руководство начинающего писателя»

Книга Карен Бенке «Пиши еще. Руководство начинающего писателя» предназначена для тех, кто хочет встать на путь литературного творчества и создавать свои тексты.

Карен Бенке утверждает, что не существует правильного или неправильного творческого письма, а существует только собственный подход. К. Бенке критикует устоявшиеся академические подходы к написанию текста. Одним из основных советов автора является создание максимально большого количества текста – пусть с ошибками, пусть такого, какой потом будет выброшен. Автор справедливо отмечает, что когда мы доверяем свои мысли бумаге, мы становимся сильнее.

Ключевая особенность работы К. Бенке является то, что написанная книга является практикумом. В предлагаемых упражнениях автор пытается разбудить творческую фантазию читателя, в том числе задавая такие вопросы как «Что вы любите на самом дне? Чего вы боитесь на самой вершине?», «Если бы можно было на один день стать каким-нибудь цветом, то каким цветом вам хотелось бы стать? И в какой день?» и т.д. Много упражнений на игру словами: поиск пары для определенного слова, создание метафор, одно из упражнений предполагает поиск камня на улице с целью его последующего детального описания.

В книге много стихов, некоторые блоки предназначены для заполнения в книге читателем, отдельные страницы помещены для того чтобы их вырвали, и выполняли упражнения на отдельных листах.

Иногда чувствуется, что автор в своем творческом полете немного перегибает палку, к примеру, ее «8 правил исполнения желаний» содержат такие пункты, как «Дождитесь полнолуния» и «Уделяйте внимание своему желанию каждые 8 дней. (Спойте ему, напишите ему стихи…)».

Книгу можно рассматривать как хорошее руководство для писателей, в первую очередь, начинающих. Она может выступать в качестве хорошего мотивировщика для тех людей, которые сомневаются: «писать или не писать». Отличительной особенностью «Пиши еще» от других подобных книг по мастерству писателей является доступность изложения и игровые упражнения для оттачивания навыков литературного мастерства.

Фразы из книги, которые больше всего понравились:

«Быть писателем — все равно что быть безумным ученым, потому что вам приходится работать в одиночестве, в пустой комнате, созидая что-то новое из частиц старого, найденных вами в ваших тайных странствиях. Как писатель вы должны все время подглядывать за миром и записывать то, что вы увидели и услышали, пока никто не обращал на вас внимания»

***

 «Ваш голос также может быть слышен на странице посредством слов, которые вы выбираете, и того, как вы их сочетаете друг с другом. Если вам грустно или вы напуганы, может быть, вы будете писать шепотом. Если вы чувствуете себя брошенным или никому не нужным, может быть, вы будете писать так, словно кричите. Как вы обладаете уникальным набором отпечатков пальцев и вкусовых сосочков, так у вас есть и уникальный голос — для устной и письменной речи: осторожный, счастливый, уверенный, мягкий, нервный, авторитарный, веселый, уморительный.»

Аркадий Бабченко. Война

Книга Аркадия Бабченко «Война» посвящена освещению армейской жизни и войны глазами очевидца.

Автор изображает картину армии России 90-х со всеми ее уродствами, где нет солдата, а есть «дерьмо бессловесное, чмо, тварь поганая», описывает как небольшая часть особо «образованных, и начитанных» солдат особо тяжело переживают систематические побои. Вообще, картины не военной жизни, а армейской обыденности в повествовании А. Бабченко воспринимаются более страшно, чем ужасы войны.

Армия в «Войне» представлена как загнивающая. Как в прямом, так и в переносном смысле. У солдат гниют ноги, т.к. их заставляют шагать по асфальту босиком, морщась от боли. Одежда присыхает к мясу, вечером ее приходится отдирать, каждый день в сапогах скапливается по полстакана гноя. При этом в лазарет они не попадают – такая беда у всех, «в армии гниет каждый». Босые, избитые солдаты – реалистичный портрет армии 90-х. Хочется надеяться, что значительная часть описанных уродств в современной армии осталась в прошлом.

На примере одного офицера можно посмотреть, как война меняет (по сути - извращает) людей, когда ранее «веселый и улыбчивый» мужик стал приказы отдавать только кулаками, когда человеку стало на всех плевать: на солдатские жизни, на чеченские жизни, и есть только одно желание: «чтобы всегда была война и чтобы на этой войне было кого убивать». Портрет офицеров других частей также достаточно красноречив – «тупые толстолобые псы».

Бабченко обращает внимание на детали, на реакцию местных жителей на поезда, которые едут на войну, описывает сны, какие снятся бойцам и т.д. В книге затронуты темы дружбы, отношения солдат-командир, необходимость выработки особых навыков, какие помогут солдату («главное — быть незаметным, тогда меньше бьют и меньше напрягают»), трансформация понятия внутренней силы («они уже познали убийство, они морально сильнее нас»).

Книга Аркадия Бабченко на 90% автобиографична, сам автор называет ее реабилитацией, попыткой освободиться от войны. На военную тематику мне приходилось читать много книг. По сравнению с Ремарком, «Война» Бабченко гораздо жестче, - осознание того, что это было совсем недавно, и не где-то в Германии, а в совсем близко, в России. Наиболее близкой к «Войне» Бабченко я бы отнес книгу Куприна «Поединок», где тот повествует о жизни военных, рисуя ее в реалистичных, а не в восторженных тонах. Жанр книги – художественный, но, по сути, она является документом эпохи 90-х, когда инфляция была огромной, и подвержены были ей не только деньги, но и человеческие жизни.

Рекомендовать книгу «Война» можно всем, кто интересуется историей, чеченской компанией, тем, кто, не смотря на описание жутких подробностей, хочет знать правду.

Харви Карп. Самый счастливый малыш на детской площадке. Как воспитывать ребенка от года до четырех лет дружелюбным, терпеливым и послушным

Книга Харви Карпа «Самый счастливый малыш на детской площадке: Как воспитывать ребенка от года до четырех лет дружелюбным, терпеливым и послушным» посвящена вопросу воспитания детей в возрасте от одного до четырех лет. Отличительной особенностью детей этого возраста  автор называет дикость. Харви Карп делает особый упор на то, что дети данного возраста мыслят не так как старшие дошкольники, к ним нужен особый подход. Х. Карп разработал особую систему по общению с детьми, которая как он утверждает, позволит прекратить до 50% капризов, и предотвратить от 50 до 80% вспышек гнева еще до того как они начнутся. Впрочем, автор признает, что система может работать не только с детьми от одного до четырех лет, но и с более старшими детьми, а отдельным читателям она помогла наладить отношение с коллегами и даже своими родителями.

Родителям, которые собираются последовать советам он отводит роль посла по особым поручениям. Автор пытается смотреть на мир глазами ребенка возрастом до четырех лет, и видит постоянные неудачи: падения, неприспособленность окружающего мира для них, - что не может не вызвать их бурную негативную реакцию. Непонятное и часто неприемлемое поведение детей автор трактует с позиции физиологии, основываясь на особенностях работы мозга ребенка.

В книге рассмотрена особая система общения с ребенком (автор называет ее «правилом фастфуда»). Особенностью системы является использование, в том числе, и невербальных знаков, жестов при общении с детьми.

Большие достоинством книги являются качественные рисунки, в немалом количестве присутствующими на страницах работы Харви Карпа. Книга пропитана любовью к детям. Рекомендовать их можно всем кто хочет воспитывать ребенка в духе педагогики сотрудничества, интересуется современными методами воспитания, тем, кто любит своих детей.

Элизабет Герхадрсен. И больше не дерись. Как избежать ревности между детьми в семье

Книга Элизабет Герхадрсен «И больше не дерись. Как избежать ревности между детьми в семье» посвящена актуальному вопросу преодоления конфликтов между детьми.

Книга посвящена вопросам возникновения конфликтных ситуаций между детьми, в том числе и конфликтов, которые появляются без каких-либо причин. На примере того как поделить игрушки рассматривается навык ведения переговоров, который пригодится и в песочнице и в школе, и в бедующем на работе. Автор излагает свои мысли по поводу такого явления как ябедничество, рассказывая о его негативных последствиях, при этом рассматривается и «оборотная сторона медали», когда отсутствие обратной связи между родителями и детьми может привести к тому, что не будет возможности предотвратить опасную ситуацию.

При всех достоинствах книги явно видно, что книга написана женщиной и для женщины. Роль отца сведена практически к нулю, все советы приводятся исключительно для мам.

Книгу «И больше не дерись» можно рекомендовать всем родителям, которые знают, что в их семье произойдет пополнение, и у них уже есть маленький ребенок. Она будет интересна к прочтению всем тем, у кого несколько детей и существует заинтересованность в их неконфликтном сосуществовании.

Besucherzahler
счетчик для сайта