Поиск


Кевин Сайтс. Синдром войны: О чем не говорят солдаты

Что чувствует человек, перед смертью от пули? Этот вопрос поднимал Гюго в своем произведении «Последний день, приговоренного к смерти», этот же вопрос затрагивал Достоевский в «Идиоте», - здесь особо следует отметить, что сам Федор Михайлович был приговорен к расстрелу, и была имитация этой попытки, но Достоевский остался жив. Ознакомившись с данным его биографическим эпизодом, всегда обращаю внимание на то, как эту тему (малоприятную и редко затрагиваемую в литературе) освещают другие авторы. Одним из них является Кевин Сайтс,  который побывал более чем в двадцати горячих точках в своей книге «Синдром войны. О чем не говорят солдаты». Книга в высшей степени реалистична и автобиографична, - даже имена в ней не изменены, не говоря уже о текстах смс-сообщений, письмах, которые в данном случае выступают в качестве документальных источников, представленных в художественном образе.

Книга о войне написана профессиональным журналистом, не военным. В начале книги сообщается о том, как автор убил человека на войне, и какой сдвиг в его сознании это событие произвело. К. Сайтс особо отмечает, что не ставит себе целью морализаторство, а хочет рассказать правдивый рассказ о войне, с упором на те, моменты, о которых не принято говорить, - не зря даже в названии вынесена фраза «о чем не говорят солдаты», смысл которой еще более усиливается при чтении в оригинале на английском языке «stories solders won’t tell you about what they’ve seen, done or failed to do in war», что можно перевести как «истории солдат, которые они не хотели бы рассказать о том что они видели, сделали и в чем потерпели неудаче на войне».

Читая книгу, создается впечатление, что автор пытается развенчать устоявшееся в обществе представление об определенной романтике войны. Кевин Сайтс рассуждает над вопросом об ответственности человека во время войны, о границах ответственности между военными, обществом и политиками, которые отправляют человека на войну.

Рекомендовать книгу «Синдром войны» можно всем кто интересуется военной и исторической тематикой, посттравматическими расстройствами и психологией экстремальных ситуаций.

Бор Стенвик. Все мы врём: Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьми

Книга об обмане. Популярная в последнее время тема. Один из самых популярных сериалов современности «Теория лжи» («Обмани меня»), целый ряд книг о распознавании лжи по выражению лица собеседника, ставших бестселлерами позволяют сделать вывод, что тема лжи очень интересна нашим людям.  Книга Б. Стенвика «Все мы время» отличается от многих других со схожим названием тем, что она посвящена не столько проявлению лжи, а ее природе и причинам возникновения.

Русскоязычные читатели книги «Все мы время» имеют возможность ознакомиться с очень интересным предисловием к русскому изданию автора, где подняты глубокие философские вопросы на тему отличия правды от истины, раскрыты исторические аспекты понимания правдивой информации на Руси, что нашло отражение в классических произведениях русской литературы. Когда дочитываешь предисловие к русскому изданию до конца, удивляешься тому что, норвежец Бор Стенвик настолько хорошо знаком с шедеврами русской литературы, трудами русскоязычных филологов и славянскими традициями. Уже за такое мощное введение начинаешь уважать автора, и по мере чтения книги, это чувство лишь усиливается.

Поиск лжи и правды автор сравнивает с волокнами одного каната, который мы тянем за собой сквозь биологию, историю и общество, и, работая над книгой, он пытался распутывал завязанные на этом канате узлы. От себя замечу, что справился он с этим заданием отлично.

Рекомендовать книгу «Все мы время» можно всем кто интересуется психологией, философией, всем, кто полюбил сериал «Теория лжи» и остался доволен книгами Пола Экмона.

Павел Майоров, Ольга Любич. Рифмоазбука

Книга Павла Майорова и Ольги Любым «Рифмоазбука» предназначена для тех родителей, которые хотят раскрыть свой талант в детях, - литературный талант по созданию стихотворений.

Книга предназначена для детей, но большинство упражнений, при их правильном выполнении предполагают одновременное участие родителя и ребенка.

Особая роль в книге принадлежит графическому материалу, - можно сделать вывод, что авторами отводится особая роль при развитии творчества не только созданию стихотворений, но и рисунков. При этом следует отметить, что «Рифмоазбука» отлично иллюстрирована, и даже перелистывая ее, получаешь большое эстетическое наслаждение. В целом же, по моему мнению, даже если у ребенка нет ярко выраженных литературных дарований, знакомство с этой доброй книгой будет полезным, и его можно рассматривать как приятное времяпровождение в семейном кругу.

Удивительно, но я, будучи человеком, который в принципе не может писать стихи (всем своим знакомым я говорю, что участок мозга, отвечающий за создание стихотворений у меня отсутствует) читая книгу, и выполняя упражнения по подборе рифмы, почти всегда с успехом их решал.

Рекомендовать «Рифмоазбуку» можно всем, у кого есть дети, и кто заинтересован в их гармоничном развитии, она будет очень хорошим дополнением к школьным учебникам в начальной школе. Также она может быть полезна тем, у кого есть знакомые, которые пишут стихи достаточно долго, но они лишены ритма и рифмы (только в данном случае презентовать им книгу для выработки рифмы и чувства ритма нужно с особым чувством такта).

Ильяс Богатырев. Цена человека. Заложник чеченской войны

Книга Ильяса Богатырева "Цена человека. Заложник чеченской войны" рассказывает о нахождении  человека в плену. В свое время поднятый Львом Толстым вопрос пребывания в плену в «Кавказском пленнике» не утратил своей актуальности и в настоящее время. Как Лев Николаевич описал реальную картину плена в своей повести, которая является былью, так и автор книги «Цена человека» описывает плен на Кавказе уже в новейшей истории России.

И. Богатырев рассматривает торговлю людьми как с позиции журналиста, долгое время копившего материал по этой теме, так и с позиции похищенного человека, познавшего, что такое плен на личном опыте.

Автор особую роль отводит интуиции. Он анализирует свои ощущения и других журналистов, почувствовавших перед похищением момент опасности, дает рекомендации по поведению не только при логическом анализе угрожающих ситуаций, но и при их предчувствии: «Все то утро меня не покидало ощущение какой-то тупой и безотчетной тревоги. В паузах между разговорами она, как черная тень, особенно отчетливо нависала над мыслями. В эти секунды какая-то необъяснимая мелкая дрожь волною пробегала по всей внутренней стороне кожи. Нечто очень похожее происходило во время войны за секунду до опасно близкого разрыва снаряда или свиста пули.», «Доверяйте своим предчувствиям и инстинкту. Если вам кажется, что что-то не так в этом прекрасном солнечном дне, никуда не ходите, остановитесь и поверните назад

И. Богатырев не пытается ни обелить и ни очернить никого, просто реалистично, в повествовательном стиле описывает все, что увидел: ошалелые от страха глаза своих коллег-журналистов, встречу с которыми он организовал, равнодушие руководства телеканалов, где они работают, бездеятельность соответствующих органов.

При всей тяжести рассматриваемой темы, не чувствуется какой-то озлобленности автора, книга явно не относится к разряду «чернухи», высокий стиль письма наряду с литературными достоинствами автора позволяют ее рассматривать и в качестве документального источника, и в качестве подготовки к возможному плену и действиям в зоне боевых действий. Почти в каждой главе автор делится с читателями, какие действия им следует предпринять: при поезду зону опасности, при командировку в зону боевых действий и т.д,

Из 270 страниц книги около 70 отведено на статьи из средств массовой информации, посвященных заложникам войны, что также может представлять интерес для людей, которые собирают информацию по данной теме.

Книгу «Цена человека» можно порекомендовать всем, кто интересуется вопросами военных компаний, журналистики, поведению в экстремальных ситуациях, новейшей историей.

Книга Стэнли Милгрэма «Подчинение авторитету: Научный взгляд на власть и мораль» рассказывает об одном из наиболее известных экспериментов в психологии, который отвечает на вопрос: насколько далеко может зайти человек в нарушении моральных правил, если этого требуют обстоятельства и вышестоящее руководство.

Смысл эксперимента достаточно прост: «учителя» думают, бьют током нерадивых «учеников», в то время как сами «учителя» выступают в роли испытуемых, с целью узнать, кто из них продолжит увеличивать силу тока, каким бьют «учеников». Результаты эксперимента неутешительные: две третий участников готовы причинить другим боль, в том числе и довести до смерти при условии, что у них на это есть распоряжение сверху, «авторитет», который дает команды.

Эксперимент Милгрэма известен почти всем, кто занимается или увлекается психологией. Так они думают. Но на самом деле не все так просто: в большинстве случаев, известна лишь одна из его версий, по изложению в учебнике (Интернет-ресурсе, журнальной статье) либо по фильму «Подчинение». В книге «Подчинение авторитету» излагается авторский взгляд на проведение эксперимента и научную трактовку его результатов. В книге автор рассуждает не только о том, что происходит в ходе эксперимента, но и пытается дать ответ, почему люди ведут себя таким образом (последнее, с моей точки зрения, является наиболее ценным).

Примечательно, что англоязычный вариант книги вышел впервые в 1974 году. Также интересно, что книга Милгрэма, выпущенная «Альпиной Паблишер» в 2016 году предваряется предисловием Филиппа Зимбардо (как оказалось, одноклассника Милгрэма), также исследовавшего вопрос, как обычные люди в ходе определенных обстоятельств ведут себя как злодеи и садисты.

В книге хорошо рассмотрен вопрос, чем отличается действие, отданное по приказу от действия спонтанного. Анализируются юридические и философские аспекты подчинения: со времен Платона, впервые в «Антигоне» поднявшим нравственный вопрос о том, можно ли не выполнять противоречащий совести приказ и заканчивая вопросами морали и подчинения при выполнении античеловечных приказов в фашисткой Германии и в войне во Вьетнаме.

Книга будет интересна всем, кто интересуется психологией, отношениями «подчиненный/руководитель». Читать ее будет интересно как ученым-психологам так и массовому читателю.

 

Избранные цитаты:

«Влияние нравственного чувства на поступки менее значительно, чем гласит социальный миф. Хотя в списке моральных норм заповеди вроде «не убий» занимают видное место, в структуре человеческой психики их положение не столь надежно. Несколько газетных заголовков, призывная комиссия, приказ от человека в эполетах — и люди без особых колебаний идут убивать. Даже в ходе психологического эксперимента человек способен легко перешагнуть нравственные барьеры. И тем более нетрудно заставить людей отринуть моральные соображения с помощью расчетливых манипуляций на информационном и социальном поле!»

«Наиболее распространенная приспособительная реакция состоит в том, что человек слагает с себя ответственность за поступки и перекладывает ее на экспериментатора, представителя законной власти. Никакого нравственного долга: он воспринимает себя лишь как орудие внешнего авторитета. Когда после эксперимента испытуемых спрашивали, почему они не остановились, в ответ часто звучало: «Сам я так не поступил бы. Я лишь делал, что мне сказали». Неспособные воспротивиться авторитету, они возлагают на него всю ответственность. Эту старую песню («я лишь выполнял долг») мы вновь и вновь слышали от подсудимых в Нюрнберге. Однако не стоит думать, что это лишь жалкая отговорка, придуманная наспех к случаю. Это типичный образ мышления огромного числа людей, привыкших к своему положению в субординационной системе. И исчезновение чувства ответственности — самое далеко идущее последствие такого подчинения.»

 «Во время войны солдат не думает о том, хорошо ли бомбить деревни. И не ощущает вины и стыда. Он испытывает гордость или стыд в зависимости от того, насколько хорошо выполнил задание.»

 «Тирании сохраняются благодаря слабакам, у которых нет мужества поступить в соответствии со своими убеждениями.»

Besucherzahler
счетчик для сайта